Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах.
Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
- Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования.
- Создание условий для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных учебных планов.
- Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
- Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Cистема профильного образования включает следующие типы учебных дисциплин:
- профильные — предметы углубленного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
- общеобразовательные базовые — предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения;
- элективные — курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения в старшей школе.
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- естественно-научный;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- технологический профиль;
- универсальный.
- Универсальный профиль подходит тем, кто не определились с выбором профессии или сфера интересов не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования выбора 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.